В соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) одной из функций таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений.
На основании статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов.
Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.
В силу положений статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь таможенные органы уполномочены законом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 – 231, а также статьями 3281 и 3331Уголовного кодекса Республики Беларусь.
С 1 марта 2021 г. года вступили в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и ПИКоАП. В связи с чем, внесены изменения в административное и административно-процессуальное законодательство.
Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям Особенной части КоАП: по части 2 статьи 10.15, статьям 13.12,13.18,частям 1–3 статьи 13.21, части 1 статьи 13.23, статье 13.35,части 9 статьи 14.4, статьям 14.8,15.1- 15.13,17.6,частям 1,2и 5 статьи 18.19, части 1 статьи 18.36, статье 18.37(в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении), части 2 статьи 19.11, статьям 24.1 – 24.4, статье 24.11,частям 1 и 2 статьи 24.14, статьям 24.21, 24.58, 25.2, 25.3, статьям 25.4 – 25.6.
Отдельные изменения и дополнения КоАП:
- Административные правонарушения в зависимости от их характера и степени общественной вредности разделены на три категории (статья 2.2 КоАП):
· административные проступки;
· значительные административные правонарушения;
· грубые административные правонарушения.
К административным проступкам отнесены административные правонарушения, за которые в соответствии с санкцией статьи Особенной части КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем:
· для физического лица – 10 базовых величин;
· для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
· для юридического лица – 50 базовых величин.
К значительным административным правонарушениям отнесены административные правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо превышающем:
· для физического лица – 10 базовых величин;
· для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
· для юридического лица – 50 базовых величин.
К грубым административным правонарушениям отнесены административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью.
С целью усиления профилактической составляющей административной ответственности введен институт профилактических мер воздействия.
Такими мерами являются устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних), применение которых осуществляется в рамках института освобождения от административной ответственности (статья 5.1 КоАП).
Указанные профилактические меры, по общему правилу, назначаются вместо административного взыскания за совершение правонарушений, не относящихся к категории грубых.
Так, устное замечание (разъяснение физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны) объявляется в устной форме при малозначительности (часть 2 статьи 8.2 КоАП) совершенного физическим лицом административного правонарушения до начала административного процесса (т.е. без составления протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов).
Предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения административного правонарушения) применяется к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:
· за совершенные однократно административные проступки (часть 1 статьи 8.3 КоАП);
· по усмотрению суда, органа, ведущего процесс, – за совершенные однократно значительные административные правонарушения (часть 2 статьи 8.3 КоАП).
При этом лицо будет считаться совершившим административный проступок (значительное административное правонарушение) однократно в случае, если в течение одного года до его совершения оно не подвергалось административному взысканию и не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же нарушение.
При наличии оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных, например, частью 1 статьи 8.3 КоАП на стадии подготовки дела к рассмотрению предупреждение применяется в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности) (статья 10.5 ПИКоАП).
Для физических лиц важно знать, что частью 5 статьи 15.5 КоАП установлена административная ответственность за представление при таможенном декларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих декларированию:
· недействительных документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) инструментов в случаях, когда представление таких документов предусмотрено законодательством;
· недостоверных сведений об их источнике происхождения либо их владельцах.
В соответствии с пунктом 17 статьи 260 ТК ЕАЭС в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию, в пассажирской таможенной декларации должны быть указаны сведения об источнике происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, об их владельцах, если перемещаемые наличные денежные средства и (или) денежные инструменты не являются собственностью декларанта, а также сведения о предполагаемом использовании таких наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
4 февраля 2020 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 130 «О предоставлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Решением Коллегии ЕЭК установлено, что пассажирская таможенная декларация сопровождается представлением документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) денежных инструментов при их единовременном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или единовременном вывозе с таможенной территории ЕАЭС превышает сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.
За нарушение условий и порядка использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, а также за несоблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами административной ответственности подлежит только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (статья 15.6 КоАП). Административная ответственность физических лиц исключена.
Не является административным правонарушением, предусмотренным статьей 18.38 КоАП, управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством в случаях, когда весовые и (или) габаритные размеры транспортного средства не превышают пяти процентов допустимых параметров, установленных для проезда по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь. Соответствующим примечанием дополнена указанная статья.
Отдельные изменения и дополнения ПИКоАП:
Главой 10 ПИКоАП предусмотрен ускоренный порядок ведения административного процесса.
В части, касающейся компетенции таможенных органов, ускоренный порядок ведения административного процесса применяется в случаях:
наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины (пункт 2 части 1 статьи 10.1 ПИКоАП);
освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения (пункт 4 части 1 статьи 10.1 ПИКоАП).
Порядок наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины (статья 10.3 ПИКоАП) практически не изменился, за некоторыми исключениями.
Например, постановление, вынесенное в соответствии с частью 1 статьи 10.3 ПИКоАП, подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом, по ходатайству этого лица копия постановления также вручается ему либо высылается заказным письмом, направляется посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Также, в постановлении о наложении административного взыскания должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций (например, выявление административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.6 КоАП, и решение вопроса с некурительным табачным изделием).
Следует обратить внимание на изменение сроков исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа для юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 17.2 ПИКоАП штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления – не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Таким образом, для всех категорий лиц, подвергнутых административной ответственности, установлен общий срок уплаты штрафа.
Вопросы освобождения от административной ответственности и обжалования действий должностных лиц и постановлений по делам об административных правонарушениях:
При рассмотрении фактов нарушений таможенного законодательства Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь последовательно проводится работа по обеспечению единых подходов таможенных органов при разграничении фактов совершения неумышленных ошибочных действий, незначительных проступков, не влекущих ущерба экономике республики и фактов незаконного перемещения товаров.
Лицо, совершившее правонарушение, соответствующее установленным критериям может быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния при соблюдении определенных условий.
Порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения регламентирован статьей 8.2 КоАП.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, физическое или юридическое лицо, в случае несогласия с принятым решением, в том числе вынесенным должностным лицом таможенного органа, имеет право на его обжалование.
При наличии у субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности или у физического лица намерения обжаловать то или иное действие или решение таможенного органа для защиты своих законных прав и интересов, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат законодательству, либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, прежде всего необходимо четко определить, какие именно действия или решения таможенного органа подлежат обжалованию.
Так, если обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принятые (осуществленные) им при совершении таможенных операций, то их обжалование должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 358 ТК ЕАЭС и главой 47 Закона Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Если обжалованию подлежат действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, то их обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 7 ПИКоАП.
Если обжалованию подлежит вынесенное судом или органом, ведущим административный процесс постановление по делу об административном правонарушении, то его обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 13 ПИКоАП.
Для каждого из указанных выше обжалуемых действий и решений таможенных органов, законом установлен конкретный порядок их обжалования. Жалобы на действия и решения должностных лиц, поданные в нарушение установленного порядка, не рассматриваются.