С учетом достигнутой договоренности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Федеральной таможенной службы России с 1 июля 2022 года белорусскими и российскими таможенными органами в качестве мест доставки могут быть установлены зоны таможенного контроля уполномоченных экономических операторов второго и третьего типа Российской Федерации и Республики Беларусь соответственно.
Для установления таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации в качестве места доставки товаров зоны таможенного контроля российского или белорусского уполномоченного экономического оператора сведения о такой зоне должны быть указаны в транспортных (перевозочных) документах.
Методические рекомендации по соблюдению уполномоченными экономическими операторами обязанностей, предусмотренных статьей 442 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
При осуществлении своей деятельности уполномоченным экономическим операторам (далее – УЭО) необходимо соблюдать обязанности, установленные статьей 442 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Однократное неисполнение УЭО обязанностей, предусмотренных статьей 442 ТК ЕАЭС, является основанием для приостановления действия свидетельства о включении в реестр УЭО[1], а неисполнение указанных обязанностей 2 и более раза в течение календарного года – основанием для исключения из реестра УЭО[2].
В соответствии со статьей 442 ТК ЕАЭС УЭО обязан:
1) соблюдать условия включения в реестр УЭО, предусмотренные подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС (наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством требованиям);
2) обеспечивать исполнение обязанностей уполномоченного экономического оператора в соответствии со статьей 436 ТК ЕАЭС;
3) информировать таможенный орган, включивший такое юридическое лицо в реестр УЭО, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр УЭО, и представить документы, подтверждающие эти изменения, в течение 14 календарных дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно о таких изменениях;
4) исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55 и пунктом 3 статьи 73 ТК ЕАЭС;
5) исполнять иные обязанности, установленные ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
УЭО, включенные в реестр с выдачей свидетельств первого или третьего типа, кроме указанных выше обязанностей также должны соблюдать определенные Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) требования к пломбам[3].
УЭО, включенные в реестр с выдачей свидетельств второго или третьего типа, кроме указанных выше обязанностей, обязаны также:
1) соблюдать следующие условия включения в реестр УЭО, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС:
соответствие финансовой устойчивости юридического лица значению, определенному в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 г. № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр»;
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытых площадок) находятся в аренде, на день подачи заявления договор аренды в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок) должен быть заключен на срок не менее 1 года;
соблюдение определяемых ЕЭК требований [4] к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам УЭО.
2) выполнять требования таможенных органов о предоставлении беспрепятственного доступа должностным лицам таможенных органов к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) УЭО, в которых осуществляется хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, а также к системе учета таких товаров.
Следует обратить особое внимание на то, что одной из обязанностей УЭО является информирование таможенного органа об изменении сведений, заявленных при включении в реестр УЭО, в течение 14 календарных дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно о таких изменениях.
При этом при включении в реестр УЭО юридическим лицом заявляются, в том числе сведения о руководителе, главном бухгалтере, учредителях (участниках), акционерах юридического лица, имеющих 10 и более процентов акций, адресе, филиалах, сооружениях УЭО. Как отмечалось выше, при непредоставлении в ГТК в установленный срок информации об изменении указанных сведений 2 и более раза в течение календарного года УЭО подлежит исключению из реестра на основании подпункта 7 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС.
[1] В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС.
[2] В соответствии с подпунктом 7 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС.
[3] Указанные требования определены Решением Коллегии ЕЭК от 20 октября 2020 г. № 127 «О Требованиях к пломбам, наложенным уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части, для их признания таможенными органами в качестве средств идентификации».
[4] Указанные требования определены Решением Коллегии ЕЭК от 3 октября 2017 г. № 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов».
О финансовой устойчивости уполномоченных экономических операторов и необходимости заполнения опросного листа
25 июля 2022 г. вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон).
Статьей 351 Закона определены обязанности уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). Положения данной статьи разработаны в развитие статьи 442 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 351 Закона УЭО обязан подтверждать соответствие условиям включения в реестр УЭО посредством заполнения опросного листа, а также представления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).
1. О порядке предоставления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) (далее – подтверждение).
Подтверждение должно представляться УЭО, которым выдано свидетельство третьего типа, и УЭО, которым выдано свидетельство второго типа, если соответствие финансовой устойчивости значениям, определенным Евразийской экономической комиссией, являлось условием включения в реестр УЭО.
Порядок определения финансовой устойчивости для УЭО утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. № 65.
Согласно пункту 4 данного Порядка значения показателей финансовой устойчивости рассчитываются как среднее значений показателей финансовой устойчивости, рассчитанных за последние 3 отчетных года на основании годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, претендующего на включение в реестр. Таким образом, соответствующее аудиторское заключение должно сопровождаться представлением годовых бухгалтерских балансов.
Также обращаем внимание юридических лиц, что представляемые в таможенный орган аудиторские заключения должны содержать выводы, соответствующие требованиям Закона, то есть подтверждать как достоверность расчета значений (показателей) финансовой устойчивости, так и достоверность сведений, на основании которых они рассчитаны. Соответствующая информация направлена ГТК в Министерство финансов и Ассоциацию аудиторских организаций.
Поскольку для получения необходимых аудиторских заключений УЭО может потребоваться определенный срок, ГТК полагает, что такая работа должна быть организована на предприятиях заблаговременно.
При этом обращаем внимание УЭО, что подпунктом 1.5 статьи 346 Закона установлено, что непредставление в ГТК подтверждения в установленные Законом сроки (см. ниже) является основанием для приостановления действия свидетельства УЭО.
2. О порядке предоставления опросного листа.
Опросный лист должен представляться УЭО всех типов.
Форма и порядок заполнения УЭО опросного листа определены постановлением ГТК от 8 июня 2022 г. № 47 «Об опросном листе». Форма опросного листа в формате .docx доступна для скачивания в подразделе «Участникам ВЭД» / «Бизнесменам» / «Методические рекомендации уполномоченным экономическим операторам» единого Интернет-портала таможенных органов www.customs.gov.by.
При этом обращаем внимание УЭО, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 442 ТК ЕАЭС и подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 351 Закона заполнение опросного листа является одной из обязанностей УЭО. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС неисполнение УЭО обязанностей, предусмотренных статьей 442 ТК ЕАЭС, в том числе непредставление в ГТК опросного листа в установленные Законом сроки (см. ниже) является основанием для приостановления действия свидетельства УЭО.
3. О сроках предоставления подтверждения и опросного листа.
Сроки предоставления подтверждения и опросного листа установлены пунктами 4 и 5 статьи 351 Закона. Подтверждение и опросный лист представляются в ГТК один раз каждые три года:
в последний месяц трехлетнего срока, исчисляемого с даты вступления в силу свидетельства (касается первого представления);
в последний месяц трехлетнего срока, исчисляемого с даты направления предыдущего подтверждения (при последующих представлениях).
На дату вступления в силу новой редакции Закона (25.07.2022) для отдельных УЭО срок, прошедший с момента вступления в силу свидетельства, превышает три года. Поскольку до указанной даты у таких УЭО отсутствовала обязанность по предоставлению в ГТК подтверждения и опросного листа, то с учетом установленной Законом периодичности предоставления этих документов, которая кратна трем годам, подтверждение и опросный лист в первый раз должны быть предоставлены такими УЭО в последний месяц следующего трехлетнего срока.
Следует обратить внимание, что отсчет такого срока идет не от даты включения в реестр УЭО, а от даты вступления в силу свидетельства, которая указывается в свидетельстве УЭО и реестре УЭО, размещенном на едином Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь.
Например:
если свидетельство УЭО вступило в силу 22 апреля 2019 г., ГТК будет контролировать предоставление подтверждения и опросного листа в период с 23 марта 2025 г. по 22 апреля 2025 г. включительно;
если свидетельство УЭО вступило в силу 8 августа 2019 г., то подтверждение и опросный лист должны быть представлены в период с 25 июля 2022 г. по 8 августа 2022 г. включительно;
если свидетельство УЭО вступило в силу 18 октября 2019 г., то подтверждение и опросный лист должны быть представлены в период с 19 сентября 2022 г. по 18 октября 2022 г. включительно.
О системе внутреннего контроля уполномоченных экономических операторов.
Подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 343 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» определены требования к системе внутреннего контроля юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО). Законом не установлен строгий перечень документов, необходимых
для подтверждения наличия системы внутреннего контроля у таких юридических лиц. При этом юридическое лицо самостоятельно определяет систему внутреннего контроля, в том числе внутреннюю оценку рисков.
В качестве таких документов (документа) в ГТК могут быть, например, представлены:
копия приказа (выписка из приказа) руководителя юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО;
иной локальный акт (инструкция, порядок и т.д.), изданный в организации;
письмо организации, разъясняющее порядок функционирования системы внутреннего контроля, с приложением должностных инструкций лицам, обеспечивающим реализацию требований, предъявляемых к системе внутреннего контроля, и иных подобных документов.
Следует отметить, что объединения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО по согласованию с таможенными органами вправе утверждать рекомендации
по применению их членами систем внутреннего контроля. В настоящее время такие рекомендации утверждены Республиканским союзом участников таможенных отношений.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» УЭО, включенные в реестр УЭО до вступления в силу указанной статьи, обязаны в течение ста восьмидесяти календарных дней, т.е. не позднее 21 января 2023 г., обеспечить наличие системы внутреннего контроля, отвечающей требованиям, установленным частью первой подпункта 1.5 пункта 1 статьи 343 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».